папа и сын1В семье моих друзей почти трагедия: ребенок не хочет учиться в институте. Три года назад он выбрал сам факультет в Университете. Свой выбор сегодня он считает ошибкой. Родители требуют: «Учись, Дима, только учись!»

 

 

Говорю с парнишкой: «Что будешь делать?» – «Работать!» Родители близки к обмороку: «Кем? Разнорабочим? Кому ты нужен без образования?» – «Себе нужен!» Вот и весь диалог. Конфликт отцов и детей, что называется, налицо.

Говорю с противоборствующими группами отдельно. «Мой сын работает на стройке? Ты представляешь себе это? Знакомые засмеют! Сын интеллигентов в третьем поколении!» В общем, что скажет Мария Ивановна. Говорю с бунтарем: «Все. Надоело клянчить на кафешку! Хочу не карманных денег, а настоящих, больших – самим заработанных!» – «Выучишься – быстрее экономическую свободу обретешь!» Дима ни в какую. Наконец признается: «Понимаешь, профессия эта не моя! Всю жизнь потом дебет с кредитом сводить. Не мое!» «Ладно, – говорю ему, – пойдем спокойно поговорим!»

Вышли на улицу. Подруга шепнула на прощание: «Ты уж ему внуши! Вся надежда на тебя! Пусть сначала выучится хоть на кого. Лишь бы базовое было, а там хоть что». Ладно, будем пророчествовать. Прошли с ним в ближайшее кафе. Только сели, ему звонит девушка.

– Аня, извини, я поговорить должен. Пять минут подождешь?

Киваю головой. Девушки – это  для них важно, все остальное – потом. Пока он, прислонившись к стенке и зажав одно ухо рукой, чтобы не было слышно шума от проезжающих мимо авто, что-то шепчет ей по телефону, я все время думаю, с чего начать. Что же ему сказать?..

Помню, как хотелось самой зарабатывать, не зависеть от денег супруга. Начала с торговли на рынке. Тогда все ездили в Москву торговать белорусским трикотажем, бюстгальтерами, привозили назад тоже ширпотреб всякий из Индии, Китая.

Привезла товар, сама вместе с подругой разгружаю его. Почему сама, потому что грузчику платить надо. А у меня все рассчитано. Каждая копейка на счету. Благо коробки не тяжелые. Таскаю, терплю, все-таки свое дело. А в сторонке, оказывается, стоит и наблюдает все, мои старания соседка. Вечером, еле живая, тащусь домой, а меня встречает коллега по работе в школе. Вот, говорит, стоило оканчивать школу с золотой медалью, университет с красным дипломом, чтобы потом коробки на рынках таскать. Это сейчас, изучая биографии людей, добившихся успеха, я с удовлетворением отмечаю: и этот начинал с торговли, и эта на рынке стояла.

Дмитрий  вернулся. Сияющий, расслабленный. Брать его немедленно тепленького.

– Поговорили?

– Угу! – И ушел в себя. Уткнулся в меню.

– Моему брату было 5, мне 15. Мы ходили на свалку, искали там что-нибудь, чтобы продать потом на барахолке.  На эти деньги затем шиковали в кафе, покупали всем подарки на праздники семейные, а мама не понимала откуда мы берем деньги, думала ,что все это от моей повышенной стипендии.

Оживился. В глазах удивление. Странно, почему родители никогда не говорят с детьми о том, с чего начинали сами. Ведь Вика, его мама, начала тоже работать, когда еще училась в школе. Бегала курьером. Все куда-то спешат. А говорить с ними надо. Вообще, чем они старше – тем чаще надо.

– Я понимаю, тебе не нравится твоя будущая профессия. Это бывает. Мы не всегда ее выбираем по любви. Наверное, это неправильно. Но так часто бывает.

Я тоже выбрала профессию учителя начальных классов не по любви, а по обстоятельствам.

Еще учась на третьем курсе, я уже подрабатывала учителем в одной школе.  Мне катастрофически не хватало учительских  знаний. Я тоже в детстве мечтала о другом, хотела стать педиатром  или психотерапевтом, но тогда были только психиатры. И мама мне говорила, что я  не смогу поступить, там высокий конкурс. Правда, после того как я попробовала посидеть на приеме у мамы моей подруги (она была врачом), я поняла, что мне не хватит отсутствия сострадания, чтобы качественно делать свою работу. Я страдала от чужой боли. А нужно уметь быть отстраненной.  В последствии,  я уже научилась принимать чужую боль, не  утрачивая своей энергии и возможности помочь человеку.

Вообще, зачем я ему говорю об обязательствах и долге? Надо говорить о том, чтобы он слушал свой внутренний голос. Пусть научится брать ответственность на себя. Сегодня, мы любим рассуждать об инфантильности молодого поколения.

Друзья мои, вот он сидит передо мной, пытающийся впервые что-то решить сделать сам. Ему 19 лет. Его родители стонут в ужасе: он погибнет. Конечно, они погибнут, если мы не научимся их бросать в воду и отпускать в свободное плавание, даже тех, кто не умеет на ваш взгляд плавать.

Зажмурьте глаза, раз, два, три. И отпустите их во взрослую жизнь. Только отпустите.

А чтобы, ваши дети лучше узнали себя и вас, помогите себе и  им попасть на мой мастер-класс«Предназначение и призвание».

Группа наполняется по мере записи, поэтому обязательно регистрируйтесь.  Вам сообщат о дате и месте проведения мастер –класса.

И подарок для всех родителей.

Вы можете добавить в этот список, свои предложения.

Чтоб воспоминания о детстве были яркими и счастливыми, с ребенком обязательно нужно делать следующее:

1. Пускать солнечные зайчики.

2. Наблюдать, как прорастают семена.

3. Вместе скатиться с высокой ледяной горы.

4. Принести с мороза и поставить в воду ветку.

5. Вырезать челюсти из апельсиновых корок.

6. Смотреть на звезды.

7. Заштриховывать монетки и листья, спрятанные под бумагой.

8. Трясти карандаш, чтобы казалось, что он стал гибким.

9. Дырявить льдинки под струей воды.

10. Приготовить жженый сахар в ложке.

11. Вырезать гирлянды бумажных человечков.

12. Показывать театр теней.

13. Пускать блинчики на воде.

14. Рисовать мультфильм на полях тетради.

15. Устроить жилище в коробке от холодильника.

16. Плести венки.

17. Делать извержение вулкана из лимонной кислоты и соды.

18. Показать фокус с наэлектризованными бумажными фигурками.

19. Писать под копирку.

20. Сделать брызгалки из бутылок и устроить сражение.

21. Слушать пение птиц.

22. Пускать щепки по течению, рыть каналы и делать запруды.

23. Построить шалаш.

24. Трясти ветку дерева, когда ребенок стоит под ней и устраивать листопад (снегопад, дождик).

25. Наблюдать восход и закат.

26. Любоваться лунной дорожкой.

27. Смотреть на облака и придумывать, на что они похожи.

28. Сделать флюгер и ловушку для ветра.

29. Светить в темноте фонариком.

30. Делать осьминогов из одуванчиков и куколок из шиповника.

31.Сходить на рыбалку.

32. Оставлять отпечатки тела на снегу.

33. Кормить птиц.

34. Делать секретики.

35. Строить дом из мебели.

36. Сидеть у костра. Жарить хлеб на прутике.

37. Запускать воздушного змея.

38 Крутить ребенка за руки.

39. Построить замок из песка. Закапываться в песок. Вырыть глубокий колодец, чтобы достать до воды.

40. Сидеть в темноте, при свечах.

41. Делать чертиков из намыленных волос.

42. Дуть в пустую бутылку.

43. Повторять одно слово много раз, чтобы оно превратилось в другое.

44. Издавать победный крик каманчей.

45. Удивляться своей гигантской тени и играть с тенями в догонялки.

46. Прыгнуть в центр лужи.

47. Делать записи молоком.

48. Устроить бурю в стакане воды.

49. Закопать сокровище в тарелке с кашей.

50. Объясняться знаками.

51. Сделать носики из крылаток клена, ордена из репейника, сережки из черешен.

52. Дуть на пушинку.

53. Оставить травинку в муравейнике и потом попробовать муравьиную кислоту.

54. Есть заячью капусту, сосать смолу, слизывать березовый сок и кленовый сироп, жевать травинки.

55. Выдавливать формочками печенье.

56. Нанизывать ягоды на травинку.

57. Играть в циклопов.

58. Петь хором.

59. Починить любимую игрушку.

60. Пускать мыльные пузыри.

61. Наряжать елку.

62. Свистеть через стручок акации.

63. Смастерить кукольный домик.

64. Залезть на дерево.

65. Играть в привидений.

66. Придумывать маскарадные костюмы и наряжаться.

67. Говорить о мечтах.

68. Стучать в самодельный барабан.

69. Выпустить в небо воздушный шар.

70. Организовать детский праздник.

71. Смотреть на мир через цветные стеклышки.

72. Рисовать на запотевшем стекле.

73. Прыгать в кучи осенней листвы.

74. Начать обед с десерта.

75. Надеть на ребенка свою одежду.

Ты можешь продолжить…?

Свободное плавание